То, что "деревенская жизнь" стремительно умирает это очень грустно и, к сожалению, мы с этим ничего не можем сделать. Но и отворачиваться от этого наверное не стоит, хочется увидеть, запомнить и почувствовать хотя бы ее отголоски... То есть на маршруте принимать картины окружающего мира как есть, понимая, что еще немного и уйдет и это, оставив за собой заросшие поля, разбитые дороги и вырубленный лес. То есть радоваться тому что удалось увидеть.
На самом деле после поездки "капнУл" немного в интернете про Тверскую область и про места, где мы проехали и сравнивая с тем, что было, как стало, а также как все разваливалось можно сказать накрыли "депрессивные настроения". Но это уже анализ фактов и действительно картины вырисовываются кошмарные... Просто живя в городе, со своими проблемами и заботами об этом не задумываешься и пока не увидишь этого в живую, не представляешь масштабов...
Поэтому постараюсь при написании отчета сконцентрироваться на эмоциях путешествия, а не на эмоциях "осознания увиденного".
После всех издевательств погоды в декабре и начале января (включая каникулы), перспективы наличия снега и минуса располагали освоить еще один участок мест в зоне досягаемости "сонковского поезда". Тут все было "по-барски" - приезжаем в 8:50, уезжаем около 19:00, теплая ночевка...
Ладожский вокзал наконец-то в целом доремонтировали и все связанные с этим неудобства были устранены. Сюрпризом оказалось забитое хламом и очень толстым человеком багажное купе. Впихнуть туда фэты поверх гор этого хлама оказалось не так просто. Но вариантов ни у кого не было - "все уплочено"

Но скажем прямо - ситуация возмутительная
В самом вагоне - удивительная тишина... Такого в этом поезде еще не разу не было. Среди пассажиров, в основном бабушки и негрудные дети... И много свободных мест. Все располагало к хорошему сну, после которого с отличным настроением мы высадились в Сандово.
Сандово порадовало настоящей зимней картиной, приятным морозом около 9 градусов и чистым снегом. Встречающие местные, как всегда, не удержались от подбадривающих комментариев в стиле - "там дороги не чищены" и "ну вы и экстремалы", подразумевая совсем другое
Быстрая сборка велосипедов и мы бодро выкатили на маршрут. Снег, запах сжигаемых березовых дров, единичные спешащие местные жители, деревянные домики... То, как представляется настоящая зима, было здесь. После города эти картины по настоящему радовали. Совсем чуть-чуть и мы выехали за пределы Сандово и покатили по маршруту по отлично вычищенной дороге. Анонс местных по традиции оказался совершенно неуместным

То ли грейдер, то ли асфальт, под снегом было непонятно, но покрытие было ровным, машин совсем не было и можно было вдыхать чистейший воздух и наслаждаться зимним пейзажем. Пасмурная погода немного придавала серых оттенков, но с учетом времени года это было нормальным. Лесные участки дороги вели нас к спящим деревням и за счет единичных живых домов с дровами и расчищенными подходами создавалось впечатление, что все просто "впало в спячку" после празднования Нового года и снегопада...
Некоторые проезжаемые деревни были достаточно большие, дома размещались не только у дороги и по расчищенным уводящим вглубь отвороткам хотелось думать, что именно там находятся основные жилые дома.
И так, получая удовольствие от окружающих пейзажей можно было просто спокойно ехать и ехать... Вроде бы и ничего необычного, просто хорошая зимняя дорога, по сторонам белый снег и зимний лес, просто тишина, нарушаемая похрустыванием снега под колесами.. Все просто, и одновременно неповторимо.
Для живописности по дороге присутствовали небольшие подъемы и спуски, открывая в чем-то похожие, но по своему уникальные перспективы и ракурсы
Забравшись на очередную горку мы въехали в деревню Тухани. Уже издалека сквозь деревья проглядывали очертания здания усадьбы и некогда величественного храма. Сейчас туда вела лишь припорошенная снегом колея переходящая в тропинку в снегу...
Мимо храма, мимо массивного усадебного дома мы, по вышли к аллее. Многие, из окружающих деревьев были со скворечниками.
Их количество быстро нашло объяснение - в бывшей усадьбе Ухтомских размещалась школа. Почему-то это оказалось неожиданным... И пусть собственные школьные воспоминания никак не связаны с этим местом, все равно эмоционально параллели выстраиваются... И лицезреть такую картину очень больно.
Действительно все как будто провалилось в какой-то момент и продолжает исчезать... И нет возможности все вернуть назад. На полу нашлась школьная газета 2007 года. Значит, тогда еще здесь учились школьники, зимой топились печки, работали учителя... А сейчас...
После прогулки по опустевшим классам, мы сфоткали фасад усадьбы, который несмотря ни на что не потерял своего величия.
И вновь встречный ветер, на крутых спусках и подъемах уносит грусть и погружает в динамику движения. Мимо полей и перелесков, по расчищенной дороге мы достаточно быстро выехали к уже знакомым местам, к перекрестку у деревни Любегощи.
"Любегощи некогда крупное торговое село, располагалось при пересечении двух трактов - Староустюжского, ведшего в Устюжну Железнопольскую, и Смердынского, связывавшего Весьегонск с отдалёнными волостями уезда."
Ссылка
В прошлый раз мы сюда выезжали со стороны Лошиц и, к сожалению заехать в деревню не успели. В этот раз эту возможность упускать не стали. Здесь мы видели и местных жителей, и машины у домов, и топящиеся печки.
Круг почета и уважения к жителям деревни, и вновь на маршрут, вдоль Рени, оглядываясь на остающиеся за спиной зимние картины
Уже по знакомому грейдеру мы бодро доехали до нужной отворотки.
Преодолев затяжной подъем мы вновь погрузились в очарование "зимней меланхолии".
И снова покрытые снегом, заросшие молодыми березками и сосенками поля, очаровательные чуть живые деревни и лесные участки. И нигде не машин, не людей... Не мог оставить равнодушным резной декор, который присутствовал на большинстве домов. Если это делать руками, это огромная работа, результат которой должен был радовать и восхищать. А сейчас оказался никому и не нужен...
После очередного поворота мы пересекли полотно железной дороги и через некоторое время пришлось продолжать путь по асфальтовому участку. Радости было мало, но полное отсутствие машин и короткая протяженность не успели испортить впечатление. Встреченный по пути храм не выглядел заброшенным, что на фоне общих картин выглядело позитивным
Асфальт по маршруту вновь сменил хороший грейдер, по которому в опускающихся сумерках мы доехали до деревни Чисто-Дубово. Сумерки добавляли безысходности к картине. Некогда наверняка многолюдная деревня с большими домами, в которых в это время уже должны зажигать свет, топить печки... А вместо этого лишь окружающий полумрак и зимний несильный ветер, шуршащий прошлогодней травой. Как всегда хотелось верить, что раз есть расчищенная дорога, значит есть и живые дома, они только в "глубине" деревни.
Надежду на это давали дома в двух других деревнях, где были фонари, горел свет и топились печки. В поле, через которое шла наша "срезка", пугая формами, лежала упакованная скошенная трава. На общем фоне это выглядело неожиданным.
Когда уже стемнело мы выехали в деревню Чамерово.
Тут уже встретились и единичные машины, и живые дома. Восстановленный храм говорил о наличии источника финансирования. Это в некоторой степени объясняло и скошенные поля неподалеку. Уже не так далеко было и Рыбинское водохранилище, которое является точкой притяжения москвичей, рыбаков и просто отдыхающих... То есть объяснение "присутствия жизни" в этих местах можно было найти. Мы тоже двигались к "точке притяжения", в деревню Противье, где у нас был забронирован домик. По пути уже был даже заметный автомобильный трафик, да и дорога тут была слегка подразбита. Чем ближе к водохранилищу, тем больше светилось в деревнях домов, тем больше было глухих заборов из профлиста и объявлений, зазывающих снять "домик рыбака".
К самому водохранилищу мы не поехали, а сразу отыскав нужную "базу" пристроили фэты и упаковались в теплом домике. Немного времени, и на газовой плите пытался закипеть "олдскульный" эмалированный чайник, а по емкостям рассыпались сублимированные каши и супы...
День второй
Старт был еще в темноте, около 8 утра. По погоде было уже совсем тепло - около - 5. Вчера дорога была с горки, сейчас же мы методично стали взбираться назад к деревне Никола-Высока. Навстречу, несмотря на раннее для выходных время, ехали машина за машиной. Видимо на Рыбинском действительно хорошая рыбалка
Еще в утренних сумерках мы забрались к деревне Никола-Высока.
Храм произвел впечатление количеством куполов, с ходу я не вспомнил чтобы такие храмы встречались. Как выяснилось уже потом внутри храма очень хорошо сохранились росписи
Ссылка Но мы, к сожалению, этого не знали и осмотрев общий пейзаж, продолжили движение дальше. И вновь зима, леса и деревни... И конечно же чистый воздух, которым было сложно надышаться.
Маршрут захватывал часть Ярославской области где мы неожиданно встретили памятник павшим в сражениях с татаро-монголами.
Расположенная рядом беседка располагала к чашке чая, чтобы почтить память русских войнов и сказать спасибо тем, кто об этом помнит и поставил поклонный крест.
Следующий спуск вывел нас на асфальтовую дорогу, но с учетом снега отрицательных эмоций это не вызывало. К тому же начались живописнейшие подъемы и спуски, открывая во все стороны неповторимые ракурсы, как на дорогу, так и на встречные деревни. Бросались в глаза размеры домов и скотников - они были реально большими. И повсюду были деревянные загородки для выпаса.
По пути встретили неудавшийся "белорусский эксперимент" - целый брошенный поселок с симпатичными кирпичными домиками. Вероятно, жить в них оказалось менее комфортно, чем в родных, деревянных, а потом возможно и некому...
Следующий, немного монотонный участок дороги вывел нас к деревне Болонино.
Храм, с обновленной крышей пытался порадовать надеждой, что еще не все забыто и заброшено, но окружающие заснеженные домики расставляли все по своим местам.
На перекрестке мы свернули на дорогу, которая нас должна была вывести в финальную точку маршрута, однако легкую смуту внес знак
Но мы решили что, как дойдет до дела, что-нибудь придумаем. Если мост есть, то точно по нему переберемся. И с головой окунулись в снежную сказку... Снова расчищенный грейдер и отсутствие машин. Попутные деревни совпадали с небольшими перепадами высоты, открывая "холмистые перспективы". Ненапряженное движение располагало к созерцанию и погружению в представление этих мест в своем рассвете, как все было раньше…
По пути нам встретились три бабули, бодро шагавшие из одной деревни в другую. Они заверили, что через мост мы точно переберемся и пожелали хорошей дороги. Удивительно – нормальная реакция на путешественников

А дальше была деревня Максимцы, где бросились в глаза новые бетонные столбы, новые провода и освещение, но при этом лишь единицы живых домиков.
Невдалеке от Максимцев, после крутого спуска/подъема свернули для осмотра храма, от которого, как и от многих встреченных, осталась только колокольня.
На что обращает внимание, так это отсутствие кирпичей вокруг. Складывается впечатление, что их в свое время разобрали. С колокольней было сложнее, поэтому она осталась…
А дорога продолжала вести нас вперед сменяя поля и деревни на настоящие лесные участки. Там где еще виден настоящий лес, видны и уходящие в него развороченные лесовозки. Где можно еще что-то вырубить, это нужно обязательно вырубить… Картина, к сожалению, привычная…
Там, где еще не успела поработать лесозаготовительная техника – удивительный естественный черно-белый пейзаж, результат пасмурной зимней погоды, когда цветные оттенки можно найти, лишь внимательно присмотревшись.
Речка Ремяска, через которую был перекинут аварийный мост, оказалась небольшой и пользователи дороги "выбрали объездной маршрут" чуть ниже по течению, чему поспособствовали лесовозы, засыпав русло обрезками досок с обзолом. Причем складывалось впечатление, что это "объездной маршрут" был расчищен так же, как и вся дорога.
Чем ближе мы приближались к Красному Холму, тем больше проявлялись признаки жизни, стал заметен авто трафик, но домики и пейзажи вокруг продолжали увлекать внимание.
Красный холм встречал нас печным дымом от вечерней протопки, и неповторимым провинциальным очарованием. Деревянные домики разной степени сохранности чередовались с "каменными".
Колокольня, высота которой подчеркивалась рядом растущими деревьями, в опускающемся вечернем сумраке выглядела немного грозно. Это впечатление дополняли вороны и галки, большой стаей с карканьем пытавшиеся устроиться на деревьях.
Осматривая "путевые" достопримечательности Красного Холма, мы решили убедиться, что вокзал открыт и можно будет благополучно там разместиться для просушки и сборов. Все оказалось в порядке, вокзал был открыт и внутри было тепло и комфортно. Причем само здание вокзала оказалось выдержано в лучших традициях деревянного зодчества, что было очень приятно.
После поездки за продуктами, небольшие затруднения вызвали поиск выключателя света в здании вокзала, но он в результате был найден, уже в полном комфорте были отогреты и упакованы велы, съеден перекус, ожидание, и за несколько минут до прибытия поезда мы вновь были на платформе, готовые к погрузке.
В этот раз в багажном купе прибавилось хлама и толстый человек-багаж даже не встал в попытках помочь загрузиться. Только поднял руку, чтобы один из фэтов не был положен на него. В результате погрузки шипованное колесо фэта практически зависало у него над головой – по другому вел было не уложить. Заняв места в своем плацкарте, попивая чай, при каждом резком покачивании вагонов мы моделировали ситуацию: фирменные шипы дилинжеров, не смотря на чехол, как когти лапы тигра наносят разящий удар по толстому человеку-багажу…
В Сандово на боковушку напротив нас подсела девушка с двумя детьми… Дорога домой обещала быть шумной… Однако, мама оказалась не только очаровательной, но по современному времени очень воспитанной девушкой. Ситуация, можно сказать, необычная – перед едой, от детей потребовали вытереть руки влажными салфетками, дети говорили "спасибо"- "пожалуйста", и в нужные моменты мам делала замечания, по поводу громкости общения. Вроде бы простейшие элементы воспитания, сейчас кажутся неожиданными.
А утром мы были в Питере, который нас встретил морозом и почти полным отсутствием снега…И вновь песок, машины, шум, бесконечная и зачастую бессмысленная суета. Наш мир и наша реальность.