Великие Луки 7-10.05.2022

Тверская, Псковская, чуть-чуть Смоленская или пока не пошли комары - I

Многодневные поездки за пределы обычных областей
Ответить
Аватара пользователя
Vit
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 01 мар 2017, 00:29
Откуда: СПб. Васька,Н.Ропша

Великие Луки 7-10.05.2022

Сообщение Vit »

На вторые майские четыре дня провели среди лесов, полей, рек и немного озер, покоряя дороги Псковской, Тверской и чуть-чуть Смоленской областей. К сожалению, не все дни были солнечные, поэтому ФОТКИ местами получились депрессивными. И отчет получился большим, но тут 4 дня, много событий… Если интересно, придется потерпеть ;)

Условная ветка маршрута: Великие Луки – Скворцово – Жижица – река Торопа – река Западная Двина – река Межа – Кривая Лука – Севастьяново – река Жижица – Двинь-Покровское – Жижицкое озеро – Кунья – Великие Луки.

Если что-то упустил или перепутал, Евгений поправит ;)
Последний раз редактировалось Vit 06 июн 2022, 20:31, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Vit
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 01 мар 2017, 00:29
Откуда: СПб. Васька,Н.Ропша

Re: Великие Луки 7-10.05.2022

Сообщение Vit »

Отчет :)

Старт с Ладожского вокзала в 22:30. Давно не было стартов с Ладожского вокзала, выехал нормально по времени и подъезжая к Биржевому мосту обнаружилось, что он закрыт. Об этом я как-то не подумал, поэтому нервняк, назад на Тучков и дальнейшее движение с большим ускорением. Приехал в результате вовремя.
В это раз рано выезжали и нерано приезжали, поэтому логично было взять нижние места, чтобы сидеть за столом и с утра нормально позавтракать. Все было хорошо, пока не появился один сосед по купе. Внешне он был реально похож на тролля, как в известных фильмах. Один в один :) А еще с запахом перегара и другими естественными сильными и неприятными запахами. Из-за размера тролля пришлось с ним поменяться местами с нижнего на верхнее. Причем с таким размером и запахом, чувак в ночи купил у проводника еще колу и пакет булочек севендейс… Глядя на это становилось не по себе. Ну а конечно доедать содержимое максимально хрустящего пакета нужно глубокой ночью. В общем все по классике ;) Сопутствующим бонусом был содрогающийся от храпа вагон… Романтика плацкартного купе ;)

Первый день. Начало

В Великих Луках быстро сориентировались с подкидом до станции Скворцово, точки старта. Билеты удалось купить прямо у проводника и даже оплатить по карте. Оказалось, что эти два вагона подкида, в Осташкове, превращаются в ретропоезд «Селигер», дизель меняется на паровоз и уже едет в Бологое. Ну а в Великих Луках среди пассажиров были в основном дачники, и два коллеги-туриста с байдарками. По указанию проводников, мы закинули велы в тамбур, тут же разместились и коллеги-туристы… Однако выяснилось, что по каким-то правилам, в этом тамбуре, может ехать только багаж. Но вместо того, чтобы пару часов стоять вместе с рассадой, саженцами и дачниками, нам проводник открыл купе для инвалидов. Вероятно, со стороны, мы тут так и воспринимались, хотя в результате мы ехали с максимально возможным для поезда комфортом ;) Главное условие пребывания в купе было «не нажимать никаких кнопок» ;)

Скворцово встретило нас почти солнечной погодой. Поезд уехал и осталось ощущение особенной весенней безмятежности…

Изображение

Классический деревянный и ухоженный снаружи вокзал, оказался полностью разбитым внутри. Это было очень грустно, но не удивляло.
Пока собрались и поехали, набежали тучи. Картинка стала достаточно мрачной. К сожалению, было все по прогнозу. Но главное без осадков ;)

Изображение

Изображение

На выезде из Скворцово меня реально укусила за ногу какая-то мелкая шавка. Носок выдержал, но было очень неожиданно.

И побежали километры по грейдеру с полями и перелесками по сторонам, мимо заброшенных хуторов. В Пятницком выехали на старый асфальт. Тут уже картина стала более живая. На фото дом с медведями в деревне Воробьи

Изображение

После пересечения с шоссе в деревне Плотично на фоне серых красок и облачной погоды остатки колокольни в центре кладбища смотрелись особенно депрессивно.

Изображение

Связка областей, проходящая около озера Кадостно, традиционно не порадовала дорогой. Зато можно было насладиться водной гладью и отметить переход из Тверской в Псковскую область, небольшим перекусом ;)

Изображение

После границы все сразу нормализовалось, хороший грейдер, живые деревни, жд станция Жижица. Если бы не корректировки расписания, мы могли бы стартовать от нее, а не от Скворцово.

Изображение

А дальше по маршруту населенные места закончились, начались леса и пески. К счастью трек увел на неразъезженную отворотку, рыхляк закончился и пошел полноценный хвойный гламур.
Расслабленная езда по отличной дорожке закончилась у реки Весеча, которую надо было пересечь. А от моста остались только остатки деревянных свай... В качестве спасителей в этой ситуации выступили бобры, которые запрудили реку ниже по течению. Правда плотина была еще не доделана и перебирались мы «на гране». Дважды была максимальная опасность грохнуться в воду вместе с велами… Но все закончилось хорошо.

Изображение

А потом был калейдоскоп лесных дорог и пейзажей, с болотами, вырубками, местами небольшой и приятной пешкой.

Изображение

Изображение

Изображение

По пути отдохнули и присмотрели место возможной третьей ночевки на озере Святое.
По мере увеличения числа проезжаемых вырубок, ухудшалась и дорога – песочные грунты, подразбитые транспортом и подсушенные ветром превращались в барханы. В паре мест пришлось прогуляться.

Изображение

Спасение от песков принесла отворотка на Устье вдоль Торопы, хорошая дорога в хвойном лесу.
До самого Устья мы не доехали, свернули к Западной Двине и там встали на ночевку, выбрав максимально эпичное место ;) Так, чтобы утром из палатки выбираешься, а там такая красотища ;)

Изображение

Правда, у выбранного места был небольшой минус – ходить за водой было очень круто, в прямом смысле.

Второй день. Полное погружение

К сожалению, утро было облачным, но вид на Западную Двину все равно был восхитительным.

Изображение

Завтрак, сборы и мы продолжили движение по гламурным дорожкам вдоль реки.
Ближе к выходу из леса к полям и деревням почвы становятся менее песчаные и дороги нередко разбиты. Именно по таким колеям мы выбрались из леса, выйдя в деревню Петрово -1. Внешне было непонятно, были тут живые дома или нет. Но вновь депрессивные настроения нагонял контраст весны, цветущих садовых нарциссов и заброшенного дома… И конечно добавляла пасмурная погода и уже разгулявшийся сильный ветер.

Изображение

Изображение

А дальше немного грейдера, немного убитого асфальта, большой мост через Западную Двину, с эффектными разливами и нависшими свинцовыми тучами…

Изображение

Табличка «колхоз Родина» в Первомайском колоритно смотрелась на фоне развалин зданий из силикатного кирпича, прячущихся за нераспустившимися кустами и деревьями, среди сухой прошлогодней травы… Традиционный сюрреализм, грустный, но уже не вызывающий удивления. Шишово порадовал людьми и какой-то происходящей вокруг жизнью. Обратили внимание на магазин, он был ;)

Изображение

А погода была четко по прогнозу, обещали дождик – вот и он. Лучший способ борьбы с такими осадками - одеть куртки, рюкзаки в чехлы, убрать фотик и почти сразу все прекращается. В этот раз тоже сработало. Заодно сразу появились преимущества – грейдер перестал пылить.

Поселок Ильино был достаточно большой.

Изображение

Проехав по хорошему асфальту внутри поселка, свернули к магазину, расположенному напротив пожарной части.
В магазине бабули обсуждали, кто у них во сколько напился. Продавщице пришлось на время остановить их причитания, чтобы продать нам соки-воды. Оплатить можно было по карте.
Запасы воды пополнены, можно продолжать движение. У школы неожиданно удивила абсолютно новая современная спортивная площадка. Это было очень круто, одновременно сильно контрастировало с состоянием остальных объектов поселка.

А дальше уже ничего так не удивляло, классический грейдер, полузаброшенные деревни и хутора.

Изображение

Изображение

У деревни Сазоники остановились на перекус. Дома уже не просматривались, а бетонная остановка послужила хорошей защитой от ветра. На второй день уже можно зависать на остановках ;)

Изображение

Деревня Глазомичи запомнилась своей особой атмосферой, которую даже не описать словами… Большое пространство в центре, где дорога делает поворот на 90 градусов. Стих ветер, тишина, чуть в отдалении остатки храма, у дальнего дома на скамейке сидит человек, вдалеке просматриваются остовы колхозных сооружений… Со слов вроде бы ничего особенного, но что-то особенное было…

Изображение

Изображение

Тем временем грейдер вел нас дальше, в какой-то момент после деревни Уссодица превратившись просто в дорогу. И опять мы ехали в лесу приближаясь к Западной Двине.
Выход на берег Западной Двины совпал с началом дождика, который мы благополучно переждали под навесом стоянки на берегу. Заодно и перекусили ;)

Изображение

И вновь вперед по лесной дороге к месту, где река Межа впадает в Западную Двину. И одновременно в одной точке сходятся Псковская, Тверская и Смоленская области. Почти в этом месте находится деревня Дорожкино. Очень красивое место прямо на берегу реки, а деревня уже заброшена.

Изображение

Изображение

С грустью покинули эти места и продолжили путь по маршруту. Однако последовавшие далее множественные свежие медвежьи следы различных размеров, быстро переключили эмоции. Следы в основном шли след в след и местами их было реально много. Дорога шла и шла, и следы тоже не кончались. Было немного не по себе. Однако и медведей тоже можно было понять – везде были следы пребывания лесорубов и лесовозов, дорога была самым простым способом перемещения на местности. Причем ехать тут тоже особо не получалось, так что мы погромче обсуждая картины, шлепали почти по медвежьим следам.

Изображение

Как только вышли из леса в «поля», сразу появилась возможность ехать. И так на позитивных эмоциях от этого мы выехали к кусту деревень Березьково, Глузды (домов не видели) и Бобова лука (на другой стороне реки через подвесной мост). Удивительно, что этот кусок территории относится к Смоленской области, хотя до этого места граница идет по реке.

Изображение

Очарованные красотой реки, подвесного моста и открывающихся пейзажей, зависли на берегу и устроили небольшой отдых.

Изображение

Изображение

Невдалеке располагался деревянный рубленный скотный двор с бетонным основанием. Вокруг громоздились экспонаты сельхозтехники, на эстакаде гордо возвышался зеленый «Москвич»..
А в это время на реке происходили свои события. Из дома на нашей стороне неспеша вышел человек и так же неспеша стал переходить через мост. Слева шла моторная лодка, везущая еще кого-то и какие-то вещи… Скрывшись за поворотом, через некоторое время лодка пошла назад, уже без вещей и пассажиров, и пришвартовалась почти напротив, на противоположной стороне реки. «Лодочник» бодро вытащил лодку, снял мотор, закинул на плечо и также бодро унес его в убитую классику, стоящую на берегу, завелся и уехал…. Сюрреалистичные картины в таком месте… Не хотелось выключаться из этой атмосферы…
Но надо было продолжать маршрут.

Изображение

Начавшаяся неплохая раскатанная дорожка, в какой-то момент оказалась слишком всеми забытой, и вновь пришлось перейти к пешей прогулке. И вновь пошли медвежьи следы различной свежести. Сколько же здесь ходит медведей ?

Опять выйдя на берег Межи, стали выбирать место для ночевки. Сравнив несколько, выбрали самое лучшее.

Изображение

Изображение

В этот раз решили, что нужен костер – количество медвежьих следов как-то тревожило. К тому же ночь должна была быть с отрицательными температурами, а у костра, и вечером, и утром, тусить гораздо теплее.

Третий день. Солнечная погода

Поскольку ночь была холодной, чтобы совсем по холоду не стартовать, поспали подольше. И все равно подъем бодрый, «оживление» костра, завтрак, сборы и вперед по маршруту. Наконец-то наступила солнечная погода.

Изображение

Хорошая лесная дорожка позволила чуть-чуть вкатиться - размяться и опять пошли урочища. Когда выходишь из леса, четко видна деревенская улица, есть линия бетонных столбов, растут яблони... Только домов нет. И трава зеленеет, и небо голубое, и солнце пригревает, и невдалеке течет река… Как так?

Изображение

После урочища Березовка участок дороги как раз подтверждал название… Одни березки. И тут даже медвежьи следы не так впечатлили. Хотя здесь было много маленьких лап. Но дорога была не очень проезжая, поэтому мы шагали, создавая максимальное количество шума.

Изображение

Изображение

В деревне Пенное и Ковали сохранилось по одному полуразрушенному дому. И вновь бетонные столбы, т.е. все делалось серьезно, из расчета что люди в таких местах будут жить… Да вот только столбы и остались.

Изображение

Следующая деревня Куденец – много домов, но по виду полностью заброшена. На выезде у крайнего дома на ветру развевалась большая выцветшая красная тряпка в виде флага…

А дальше была уже нормальная, местами техничная дорога до деревни Сыр.

Изображение

Здесь был подвесной мост, по которому мы благополучно по очереди перебрались на другую сторону Межи. При переходе надо было проявлять осторожность, шли по очереди, так как на ветру мост хорошо качало. А когда по нему еще и идешь, было ощущение полета :)

Изображение

На другой стороне, в деревне Королевщина, уже все было живое… И был ощутимо пыльный грейдер. Особенно когда встречались машины ;)
И так по грейдеру, через живые деревни добрались до Новоселков, где еще раз пересекли Межу по навесному мосту. Этот мост, помимо того, что качался на ветру, еще был и с хорошим наклоном полотна влево. С учетом высоты, проходить по наклонному участку было очень не по себе.

Изображение

Изображение

Встреченный местный житель, поинтересовался , почему мы катаемся, а не смотрим «парад победы». Троллинг поддерживать не стали, обошлись стандартным «так получилось» ;)
На этом берегу Межи уже пошли правильные дороги, без машин и пыли.

Изображение

И до Кривой Луки километры пролетели незаметно. Перед въездом подготовились, отдохнули и перекусили, чтобы при посещении магазина не купить лишнего.
Магазин в Кривой Луке оказался закрыт. Хотя там даже на OSM было обозначено два магазина и пекарня. Проехали по центральным улицам деревни… Все как будто вымерло. Хотя деревня точно была не заброшенной, стояли машины…

Изображение

Значит дальше без магазина. Вперед по маршруту, и нас подхватил хороший непыльный грейдер.
Немного грейдера и опять ушли в хорошие сосновые леса. Неожиданно обогнал белый дастер с человеком в горке, непонятно откуда он там взялся…
У деревни Солово, лесная дорога превратилась в проселок… Всегда, когда после леса выезжаешь на простор, на контрасте, открывающиеся картины и пейзажи кажутся особенно восхитительными. И так, аккуратно крутя головой, мы добрались до очередного большого и сурового грейдера.

Изображение

Изображение

Магазин в Севостьяново тоже был закрыт – объявление «Ушла на концерт». Концерт – это святое, все правильно.
Дальнейшее движение по грейдеру скрашивали открывающиеся виды на разливы Западной Двины. Фотки не очень передают, а в живую выглядит очень масштабно.

Изображение

Подъехав к пересечению с уже пройденным треком, вспомнили, что в Шишово был магаз – надо попробовать заехать. Свернули по направлению к «Колхозу Родина»... Но по месту оказалось все не просто - часы работы до 13.00. Пока мы стояли в замешательстве, тетя проезжающая мимо на велосипеде предложила позвать хозяйку… «Хозяйка» вышла со словами:
- А это вы тут два дня назад проезжали? Что-то вы какую-то плохую дорогу для катания выбрали… Грейдер, пыль…
Мы объяснили ситуацию, пополнили запасы еды и воды. Сложилось все очень удачно.
И дальше по убитому асфальту, переходящему местами в грейдер, вперед по маршруту…

Изображение

Долгожданная отворотка в лес, на нормальную дорогу. И следующая неразъезженная отворотка в хвойный гламур… Только мы расслабились от удовольствия, дорога вывела нас к оврагу, где подразумевался мост. На дне оврага просматривалось что-то, напоминающее его остатки… Но для перехода это что-то точно не подходило. Оставалось только выбрать место поприличней и перебираться…

Изображение

Одна отворотка уводит на другую отворотку, и так мы вновь очутились на нашем треке, но сейчас ехали в обратную сторону.
И уже известными путями добрались до озера Святое. Где, как и планировали в первый день, встали на ночевку.

Четвертый день. Возвращение

Утром все идеально – пение птиц, солнечная погода, озеро… И надо собираться-уезжать. Это очень несправедливо! Так что завтрак, сборы, фотки на память и вперед…

Изображение

Чтобы сохранить максимально позитивные воспоминания, погода была эталонной. И лес, и весна, и птицы… И отличные лесные дорожки. На фото речка Жижица

Изображение

Но наступил момент, мы покинули лесные красоты, начав движение в сторону «цивилизации», по однозначным дорогам.
Следующая небольшая остановка - деревни Ямище и Устьяне. Тут вовсю кипит жизнь, есть устойчивая связь и интернет. Прочитали новости за прошедшие 4 дня.

Изображение

По пути порадовала глаз деревня Двинь-Покровское на берегу озера Двинье. Может там какой-то коммерческий объект или реально жители так все благоустроили. Конечно, тут озеро «градообразующий объект», но все равно как-то очень круто на общем фоне.

Изображение

А потом опять грейдеры и полевые просторы.

Изображение

Около Каськово, прихватив немного асфальта, свернули в поля и подъехали к Жижицкому озеру – тут вокруг дачники, все очень обжито и круто. Почти как на Карельском перешейке.
Ну и по традиции, чем более убитый и пыльный грейдер, тем больше и бодрее по нему гоняют ;) В очередной раз подтвердили правило на практике.
В Груздово пыльная история закончилась, и пошел идеальный асфальт с единичными машинами.

Изображение

Но хорошее быстро заканчивается и впереди нас ждал участок с масштабнейшим ремонтом дороги, работой техники, реверсивным движением. Казалось, что там местный КАД строят. Нам повезло, что основной прогон был с горки, поэтому с «квадратным глазом» преодолели эти километры. И прорвавшись переводили дух на артхаусной автобусной остановке в Кунье.

Изображение

И дальше по старому тракту Москва –Рига. Популярностью на этом участке он не пользуется, поэтому можно было спокойно ехать и рассматривать сельские пейзажи.

Изображение

Изображение

Изображение

Грунтовые участки тоже закончились, пошло шоссе до Великих Лук.

Изображение

А потом посещение Магнита и все, на вокзал.
На вокзале поезд до Питера уже стоял. Мы поехали делать круг почета, в поисках лучшего места для подготовки загрузки. В этот момент нас подметила проводница из 6 вагона, где багаж, и сразу предложила нам грузиться. Мол, при посадке начнется слэм, а так я вас заранее загружу, чтобы уже не отвлекаться. Отличная идея, сдали велы и пошли отдыхать ;)
Уже в поезде разговорились с молодыми людьми, которые в других форматах, исходили, изъездили и исплавали места, где проходил наш маршрут. Было очень приятно еще раз вспомнить детали путешествия и посмотреть на маршрут глазами собеседников.
Утром, на Ладожском вокзале, еще раз поприветствовали, коллег-туристов из начала путешествия, они как и мы тоже возвращались этим поездом. А потом еще 5-10 минут и каждого из нас поглотил город… Домой, назад к обычной жизни.
Аватара пользователя
Aleksa
Сообщения: 1766
Зарегистрирован: 28 фев 2017, 15:08

Re: Великие Луки 7-10.05.2022

Сообщение Aleksa »

У тебя прямо отчеты как пирожки горячие расходятся, а у меня фотки разобрать руки не доходят за три поездки...
Почитаю завтра под кофеек :)
шубка, белая:)
Аватара пользователя
Vit
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 01 мар 2017, 00:29
Откуда: СПб. Васька,Н.Ропша

Re: Великие Луки 7-10.05.2022

Сообщение Vit »

Ну тут так сложилось по времени, было "окошко" :oops:
Ответить