Понимаю, что сейчас и несезон, и очень запоздало, но хочется все-таки разместить отчет о путешествии, так как, несмотря на прошедшее время, эмоции не угасают. Вдруг будет интересно почитать
Начало как всегда самое нервное... А тут еще всю пятницу шел дождь, и как раз перед стартом на автовокзал закончился, поэтому удалось почти по сухому добраться до Обводного. Вход на автовокзал стал совсем суровым, помимо, привычного проката сумок через ленту, велосипед заставляли обнюхать маленького кокер-спаниеля, который делать это совершенно не хотел и нюхнул чисто для формальности... Но зато была возможность убедиться, что наркотиков и взрывчатки у нас нет
Несмотря на то, что Женя тщательно разобрал велосипед до очень компактного размера, я решил занять принципиальную позицию и разобрал велосипед "штатно", чтобы он убрался в обычный чехол. Багажные квитанции подорожали до 140 рублей и после консультаций с кассиром, выяснили, что велосипед - это одно багажное место, одной квитанции достаточно.
Среди больших полутораэтажных междугородних автобусов, наш, в стиле ретро, смотрелся особенно пугающе... Тем более при посадке, когда открыли багажное отделение. Нас спасло то, что мы ломанулись туда первыми. В словах водителя была растерянность и досада:
- Ой, это велосипеды, какие они у вас большие... Вы же все багажное отделение заняли...
- Ну мы там сейчас к краю все пододвинем, будет все в порядке.
- Ой, сейчас много сумок будет, куда же они все влезут...
Но растерянность это не агрессия, велосипеды погружены, значит первая часть миссии выполнена
Внутри автобус наверное был тоже в стиле ретро... Внутреннее убранство напоминало оформление самого дешевого гроба - такие же оборочки по краям и окошкам
Места для
ног было, как в маршрутке, в стиле:
- Мы сделали расстояние между сидениями еще меньше.
- ЕЩЕ МЕНЬШЕ ?!!!
- Да, чтобы пассажир ОЧЕНЬ ждал своей остановки.
В общем обстановка располагала к дальнему путешествию
И время старта тоже - после выезда сразу встали в пробку, с Обводного до меги ехали где-то 1,5 часа. Дети, ехавшие сзади, шумно и высокочастотно общались, еще дальше в салоне почти грудной ребенок периодически начинал плакать... Собачка у девушек, ехавших сбоку от нас, иногда поскуливала. Перед нами сидел бухой "в муку" гражданин, который на удивление не пах перегаром, но настораживал. Спать в таком формате как-то не очень получалось. После Лодейного поля пошел битый асфальт и возникли попытки немного наверстать график, можно было полноценно почувствовать себя фруктами в миксере... Скрасило ситуацию только то, что девушки с собачкой вышли, и удалось пересесть на их места, где было больше места для ног. Через некоторое время стало ясно почему в Вытегру не ходят большие автобусы - они просто могут перевернуться в ямах на грейдере. Радость высадки в Оште была просто выстраданной и настоящей, мы целы, велосипеды целы, можно собираться, завтракать и выступать на маршрут.
День первый. Шимозеро и вепский лес
Из утренней и еще спящей Ошты, в лучах уже вставшего солнца мы сразу свернули на грейдер, «техническую дорогу», уводящую нас в наполненный свежей зеленью лес. Поразительным было то что, здесь, несмотря на календарь, еще была поздняя весна, цвела черемуха и молодые одуванчики. Воздух был насыщен особым лиственным кислородом, повсюду была обильная роса, и складывалось однозначное ощущение, что день будет жарким и солнечным. Комфортный и ухоженный грейдер радовал покрытием, позволяющим не задумываться о технике езды, а просто ехать вперед.
На этом фоне существенный набор высоты не вызывал никаких затруднений и можно сказать не чувствовался. После города, все внимание было сконцентрировано на открывающихся пейзажах, которые по сути были стандартными, но как всегда по своему уникальными, к которым нельзя привыкнуть и нельзя не испытывать восторга от их созерцания.
Между тем солнце поднималось и начинало немного припекать. Утренний, чуть влажный, богатый березово-ольховыми ароматами воздух, ушел, но это все равно был полноценный лесной воздух, который было так приятно вдыхать полной грудью. Идиллию испортили три новеньких лесовоза, которые не обращая внимания на небольшие кочки, бодро промчались и оставили за собой плотный слой пыли. Она никак не хотела рассеиваться. Пришлось переждать и продолжить движение.
А дальше мимо пробегали небольшие болотца и озерца, на смену некрутым подъемам, приходили спуски, сменяемые прямыми участками... Километры бежали, один за другим...
Свернув с основного грейдера, мы продолжили движение по менее масштабному, но приведенному в отличное состояние другому грейдеру, Казалось что его готовили к нашем приезду - это действительно было так, и мы встретили трактор, который усиленно выравнивал там, где были колдобины. А после трактора уже и так все было хорошо. Этот грейдер привел нас к стихийному песочному карьеру невдалеке от озера и закончился.
А вперед уже уводила неразъезженная лесная дорога. Наконец-то начиналось самое интересное...
Тут уже появлялись техничные участки, которые после монотонности простой езды бодрили и поднимали настроение. Дорога подходила к озерам, открывая живописнейшие пейзажи. И у одного из озерных спусков, мы не смогли отказать себе в удовольствии остановиться на перекус и насладиться окружающей красотой и гармонией.
Затем, проехав еще немного, мы своим появлением очень удивили рыбаков, которые сидели у костра рядом с уазиком буханкой. Удивление было сильное
После расспросов, как мы тут оказались, предложили нам вскипятить чайку.. Ну и от этого тоже было невозможно отказаться
За чаем обсудили местные дороги, жизнь в этих местах, лесные вырубки и конечно рыбную тему. Горячий чай/кофе после такой ночи оказался как никогда кстати. Местные пряники, которыми нас угостили были тоже очень вкусными. И дальнейшая дорога вызывала исключительно восторженные эмоции - все складывалось наипозитивнейшим образом
И так по эталоно-гламурным дорожкам мы выехали к урочищу Сюрьга... Небольшое озеро, ландшафт, проходящая дорога и разрушенные временем остатки срубов... А вокруг цветущие "купальницы"... Даже солнце в этот момент спряталось за темную тучу, чтобы подчеркнуть атмосферу места. Невозможно было остаться равнодушным.
И мы, ощущая настроение этих мест, вновь окунулись в гламур старинных дорожек... По пути нам встретились ребята на квадриках, с которыми нам тоже удалось переговорить. Они чай не предлагали, но предложили "бахнуть по 50". Мы вежливо отказались и расспросили о дорогах вокруг Шимозера. Наши планы на маршрут подтверждались, единственное решили начать движение вокруг озера по более очевидным дорогам, против часовой стрелки. Продолжая движение мы выехали к деревянной и каменной церкви. Сильное впечатление... Понимаешь почему храмы были возведены именно здесь. И очень грустно, что они находятся в таком состоянии. Кажется что именно здесь и есть место для молитвы и душевного спокойствия...
Движение вокруг озера продолжалось и эмоциональную тональность поддерживали заброшенные урочища и "вепский лес", контраст наступающего лета с яркими красками и разрушающихся домов...
Постепенно позитив эмоций от окружающей природы вытеснил тоску и мы бодро по идеальным дорожкам доехали до тропинки к "Черной яме", карстовому озеру. Этой тропинкой и удалось воспользоваться, бросив велосипеды. По описаниям, озеро было своеобразным чудом природы, откуда вода уходит и приходит. Приходилось верить на слово. И на самом деле было очень красиво. Особенно в лучах солнца
Уходить не хотелось.
Совместив наслаждение окружающей красотой с перекусом, мы вернулись к велам и продолжили движение. Лес радовал контрастом - на смену преобладающим лиственным деревьям здесь пришли сосны и ели. Причем скорее в "карельском формате", когда длина ветки по всему стволу примерно одинаковая и хвоя не очень густая, в отличии от наших, где дерево имеет "пирамидальный вид".
И так, обращая внимание на детали и подмечая малозаметные моменты в окружающем лесу, в очередной раз разъехавшись с уже знакомыми квадриками, по эталонно качественной дороге мы доехали до деревни Ермолинская.
Несмотря на полное отсутствие людей, было видно, что это места посещают и насколько можно присматривают. Но по сути - это все равно уже заброшка... Поэтому в очередной раз эмоции грустные, но скрашенные тем, что еще остаются люди, которым это нужно...
Рядом с "культовым домом", была действующая баня и полузаброшенный колодец... Было интересно посмотреть "организацию бани по-черному". Все очень просто и одновременно действенно
Прокатившись по соседним деревням, обнаружили еще один живой дом. По дровам, коту и теплице он точно был посещаемый, а может быть даже и жилой. Это радовало... При этом все дороги после деревень заканчивались, а нам надо было продолжать движение по маршруту. По «легенде» квадриков, с этой стороны до урочища Бабинское дороги нет, а есть только с противоположной стороны озера. Но направление какое-то по картам есть, всего несколько километров. Тут немного пройдем, а там дальше выйдем на дорогу и уже пойдет быстрее. Немного поплутав по слегка заболоченным перелескам, мы успешно нашли остатки забытой дороги, по которой и двинулись к урочищу... Где-то шли, где-то удавалось ехать.
Причем, чем ближе мы подходили к урочищу Бабинское, тем сложнее давалось движение. Уже на подходах дорога оказалась капитально завалена буреломом. В начале начали двигаться в лоб, но завалы становились только больше. Пришлось изменить тактику и идти в обход... Все это достаточно сильно выматывало. С одной стороны все время идешь, с другой практически не приближаешься к цели... Причем небольшие участки без завалов вселяли надежду, но на смену им шли еще более большие завалы. В какой-то момент стало казаться, что все это не просто так.. Уже на подходе, перед одним из очередных завалов, мы решили оставить велосипеды и идти без них, а там если все в порядке, на позитиве вернуться за ними...И даже без велосипедов идти было тяжело. После очередной поляны и убежавшего от наших шагов лося, мы вышли к урочищу Бабинское.
И опять контраст почти полностью сравнявшихся с землей срубов и красоты окружающей природы, которая все расставляет по своим местам...
Но несмотря на годы, часовня сохранилась... Бросалось в глаза отсутствие креста...
Почему-то, находится в урочище было тяжело. Обычно эмоции берут верх над физическим состоянием, но здесь было по другому...
Попытки найти дорогу, про которую говорили квадрики,не увенчались успехом. Не было никаких следов. Возможно, что если сюда кто и добирается, то либо по воде, либо по той дороге, по которой шли и мы. Получалось что, вариантов нет, надо возвращаться. И вот тут стало происходить странное - назад двигаться получалось гораздо быстрее, стали возвращаться силы, завалы обходились быстрее и ехалось гораздо больше. На проезжаемых участках даже так разбодрились, что сломали петуха. Оперативная замена под пение докучливых комаров и мы вновь продолжаем движение. Конечно, происходящее можно списать на ландшафт(вверх-вниз), на то что назад по навигатору завалы обходить было проще... НО возвращение "легкости", на смену "тяжести", не находит объяснения...
Вернувшись на "твердое покрытие" мы бодро продолжили движение по маршруту. И вновь нас захлестнул калейдоскоп дорожек, небольших озер и лесных пейзажей...
Им на смену пришли ухоженные и неразбитые лесовозки, с которых мы вновь свернули на второстепенную лесную дорогу в поисках места для ночевки... И вновь лес, озера и болотинки.
Осмотренные для стоянки места возле озер не вызвали желания на них остаться и в результате было выбрано место у реки Ножема. Палатку поставили у самой воды, по виду прямо на бобринной тропинке. Переживания по поводу бобров, которые могут ночью проявить любопытство в наш адрес, были явно преувеличены. Несмотря на лес и близость воды комаров и мошкары не было и можно было после долгого дня насладиться вкусным горячим ужином в очень живописном месте
Опустилась вечерняя прохлада и спалось на берегу очень хорошо...
День второй. Дороги и деревни. Дорога к Храму
Подъем был ранним, почти вместе с солнцем, планы были большие, и надо было вскипятить с запасом воды, чтобы хватило до ближайших источников... Несмотря на сборы, невозможно было не насладиться пейзажами реки в утренних лучах солнца, под щебетание птиц и журчание воды... Настоящая идиллия
Завтрак съеден, сборы закончены и, сказав спасибо за гостеприимство этому месту, мы вышли на маршрут. И опять окунулись в очарование лесных дорог и меняющихся картин. Удивительно, но масштабные вырубки, попадавшиеся, то справа, то слева не портили позитивного настроения - лучи утреннего солнца и отличная дорожка не давали места минорным ноткам. Череда глубоких луж и разливов, местами глубже втулок при прохождении бодрила и не напрягала, так как дно было песочно-каменистое. В большинстве мест все даже проезжалось
Как только череда луж миновала дорога вывела нас на очередную гламурную лесовозку, которая закончилась большим перекрестком, бескрайними вырубками и точкой парковки самих лесовозов. Это совпало с непреодолимым желанием перекуса, во время которого мимо нас проехал и остановился уазик с прицепом и лодкой. То ли местным рыбакам хотелось общаться, то ли действительно, буханка требовала мини-ремонта, но в результате в очередной раз удалось поболтать с местными жителями
Мы стандартно рассказали откуда мы тут взялись и куда едем, а они кратко анонсировали что нас ждет впереди
И еще рассказали "душещипательную историю" про спасенных ими парня и девушку из Петрозаводска, которые зимой на лыжах забрались в эти места и девушка стерла ноги. Связи, нет, ребята без еды и если бы не они - типа все... В общем все закончилось благополучно
Про себя подумал, что вообще-то неплохо, что если выбираешься в такие места, кто-то понимающий был бы в курсе маршрута, а не только знал время отъезда и возвращения
А то мало ли
И еще создалось впечатление, что в этих местах не было чужих и случайных людей. Поэтому при общении складывалась такая дружеская обстановка...
Попрощавшись с рыбаками мы продолжили движение. Дорога стала чуть песочней и пыльнее, на встречу попались еще несколько джипов, видимо тоже спешили на рыбалку с утра пораньше... Немного не доезжая Пяжозера, дорога неожиданно вывела нас на живописное урочище, а через некоторое расстояние мы выехали в саму деревню Пяжозеро.
Деревня была живая и настоящая... И поэтому атмосфера здесь была особая. Растворяясь в ней пропадало желание куда-то спешить, в лучшем случае, сходить куда-то по своим делам, поздороваться с соседями, вернуться домой и продолжить работы по дому, которых должно быть столько, что никогда не переделать... Но здесь это и не важно, так как время тут течет по другому.
Разогнав нахлынувшие мысли и эмоции, мы проехали через деревню в сторону озера, на берегу которого, поражая своим величием, располагался деревянный храм.
Храм внутри разделен на две части, что показалось необычным... Каким образом должно было использоваться пространство между прихожей, отделенной дверью, и приалтарным пространством, тоже отделенным дверью, было не до конца понятно...
Высокие эмоции после посещения храма пришлось перекрыть более утилитарными вопросами - необходимостью пополнить запас воды. Сделали это из местной скважины. Вода оказалась очень вкусной. И вновь в дорогу... Теперь это уже была не гламурная лесовозка, а полноценный пыльный грейдер, с небольшим трафиком. И побежали километры... Немного монотонно, но без напряжения. В Пяжелку заезжать не планировалось, но перспектива на нее открывалась колоритная - внизу у моста при въезде развевались два флага "Веселый роджер" и Триколор. И доносилась музыка...
В этом месте в этот момент эта картина не вызывала удивления и казалась вполне уместной. А впереди опять грейдер... Возможность свернуть с грейдера и проехать через деревни и лесными дорожками, пусть и не очень большой участок, очень радовала. Живописный мост, река, небольшое количество дачников или даже местных жителей на фоне местами поддерживаемых домиков... Этой картине на смену пришла не менее живописная лесная дорога, которая вела нас к следующей деревне и другому мосту. Ближе к деревне, в дорожку влилась лесовозка и уже не столь гламурно мы выехали к реке.
Заброшенные или местами посещаемые дома располагались по обоим сторонам реки, а вперед в воду от лесовозов уходил брод. Тут моста не было точно. По треку он должен был быть левее, но тоже было не очень похоже. Решили сходить на разведку без велосипедов. Несмотря на наличие, и столбов, и проводов, и даже внешне целого трансформатора, дома все уже были заброшены. За счет живописности места на берегу реки, было особенно грустно. Пройдя по заросшей снытью и одуванчиками главной улице, так, чтобы стал виден поворот реки, мы убедились, что моста там, где он должен быть по треку тоже нет. Т.е. либо возвращаться, либо вброд... При возвращении к велосипедам, атмосфера места погружала в себя, было удивительное ощущение, что здесь разлита тоска по жизни и по людям...
Здесь осталось ощущение, что вот-вот и все вернется, все станет как прежде, как было, и 50, и 100 лет назад... На волне этих настроений очень захотелось зайти в крайний дом, который, казалось, покинут совсем недавно.
Сруб был большой и очень хороший, рядом с домом был родник, который вытекал в реку. Внутри дома было достаточно чисто и аккуратно, а над окнами фотографии с его жильцами фактически с середины прошлого века, до конца... И многие сделаны на фоне этого дома. Т.е. фактически вся его история была здесь. По силе эмоционального воздействия найти аналогии с чем-то очень сложно. История времени и жизни которой уже больше нет...
Выйдя из дома, оказалось очень трудно переключиться и продолжать дорогу... Идя мимо случайно выживших в траве цветущих нарциссов и с трудом пробивающися сквозь корни сныти лилий, хотелось остановиться... Просто остановиться. Не было ответа на вопрос зачем все?
Но есть сила воли и есть "магия маршрута", который обладая своей энергетикой увлекает за собой... И даже очень удачно, что необходимо было сразу форсировать реку. Сильное течение и отсутствие желания купаться с велосипедом, заставило сосредоточится и вернуться к реальности. На деле река оказалась гораздо глубже планируемого, но погода все-таки была летняя и сомнений в быстром высыхании не возникало.
На этом берегу реки дома тоже были заброшенными... Хотя было ощущение, что в некоторые иногда приезжают. И в таком состоянии было несколько деревень расположившихся друг за другом. Место на берегу реки было очень живописным и расположившиеся здесь дома смотрелись очень гармонично. Просто проезжать мимо и не останавливаться было очень сложно.
Уже на выезде один из домов оказался жилым и нам даже удалось переговорить с местным жителем, который удивлялся нашему появлению и спрашивал про рыбаков на Шимозере
Его присутствие все-таки сгладило картину полного безлюдья этих мест и уже совсем с другим настроением мы вернулись на грейдер.
Вдоль грейдера встречались живые деревни, что очень радовало. Этот участок пути пролетел незаметно и мы вновь свернули к заброшенным деревням и забываемым всеми дорогам... Дороги шли молодыми перелесками и бывшими полями. А набежавшие тучи, и начавший было капать дождик, только добавляли красочных контрастов в пейзаж.
Наслаждаясь открывающимися картинами, мы выехали в поле, пересекли небольшую речку и даже устроили небольшой отдых с перекусом
А потом снова в путь. Неожиданно, на смену полевой дороге пришла свежеподготовленная лесовозка, которая в свою очередь вела нас мимо живописнейших мест и заброшенных деревень... И вновь цветущая черемуха, поля одуванчиков и еще целые и уже полуразрушенные дома. Отчаянно грустная красота...
По треку мы свернули с комфортной лесовозки и продолжили движение по уже подзабытой даже охотниками дороге... Лес был лиственным, вновь выглянуло и даже стало припекать солнышко. Маршрут вдохновлял и никакие трудности не пугали. На некоторых участках дорога терялась, но направление удавалось держать и с разумным количеством пешки нам удалось преодолеть очередной местами техничный участок и вновь выйти на отличную дорогу. Тут уже были ярко выраженные "признаки жизни" - свежие вышки-лабазы, ухоженные поля, которые скашивают... И так радуясь, что здесь живут люди мы выкатили в Борисово-Судское... Очарование сельской жизни здесь уже не ощущалось, но зато был магазин, в котором можно было купить еды и пополнить запасы воды, которая к этому моменту уже была на исходе. Дальнейший асфальтовый кусок был разбавлен советскими колхозными достопримечательностями, которые по-своему были интересны...
Редкий для этих мест асфальт быстро закончился, а пришедшая ему на смену пыльная дорога быстро превратилась в песчаную, по которой можно было ехать до первой остановки
И это был тот случай, когда вспомнились фэты. Порадовали своим присутствием два зайца, один из которых совершенно отказывался бояться людей и прыгал по дороге в разных направлениях
Дорога вновь превращалась в лесовозку и постепенно вела к большой вырубке.. Канавы выкопанные по бокам создавали комфортные условия для разведения комаров, количество которых понемногу увеличивалось. Наконец-то полностью открывшаяся просторная вырубка вдруг поразила:
- МЕДВЕДЬ !!!
По виду, не очень большой косолапый заметил нас раньше и резво прыгал через пеньки в сторону леса... Вместо того, чтобы аккуратно удаляться, руки потянулись к фотику. Правда мишка оказался бодрее и хорошей фотки сделать не дал. Но досады нет
А в тот момент было замешательство - либо возвращаться назад и фактически отказаться от продолжения маршрута либо попробовать рискнуть двигаться дальше. Вспомнили, что действенным считается шуметь и разговаривать. При таком раскладе животное нас заметит раньше и если все хорошо - на человека не полезет. Включили микс Армина Ван Бюрена, громкость, насколько позволял телефон, и продолжили движение
Решили, что уж от такого в этих местах не только медведи разбегутся.
Дорога была достаточно суровая по пейзажам и не позволяла останавливаться – комары не мешкали и сразу приступали к ужину. Чем глубже мы заходили в болото, тем сильнее было желание преодолеть этот участок. Почвы постепенно стали торфяными, езда по ним требовала больших усилий, поэтому пешка оказалась вполне уместной.
К тому же, можно было более эффективно отбиваться от кровососов
Чтобы мы не нарушали пение комаров, ливанул дождик и телефон с музыкой пришлось убрать. Когда дорога перешла в глинисто-лужистое состояние, мы в очередной раз вспугнули лося. Во всяком случае по свежим следам это был лось
А километры не бежали, но зато постепенно смеркалось. В моменте дорога вывела нас на открытый участок и была возможность насладиться видом бескрайнего болота, раскинувшегося слева и справа от дороги.
Но задерживаться было нельзя – кровососы только этого и ждали
И дальше мимо луж и скользких бревен мы выехали к урочищу Пергумузь. Казалось, что здесь на открытом месте комары дадут передышку… Но было все наоборот – их было такое количество, что создавалось впечатление, что для проезда их надо было расталкивать. И здесь вели себя они гораздо агрессивнее. Правильное решение – быстрее валить назад в лес
И вновь вечерний полумрак, мокрая дорога и комары… Через некоторое время мы вышли к урочищу Пожара, которое уже не внушало никакой надежды на уменьшение концентрации кровососов, однако там была какая-то постройка и стояла рядом буханка. При приближении буханка оказалась не на ходу, с выбитыми стеклами и расстрелянная… А постройка – первыми шагами к строительству дома… И жизни тоже не наблюдалось.
Меж тем пора было вставать на ночлег. До реки было еще несколько километров и присутствовала вероятность полного отсутствия дороги… Для вечернего сумрака с начинающимся дождем, перспектива была нерадостной. Поэтому решили, что надо вставать рядом с Храмом. Немного напрягало, что ужин придется готовить на своих запасах воды, так как по пути уже не встречались даже приличные лужи. И вот так, с утилитарными мыслями мы вышли на большое поле в середине которого стояла церковь (Церковь Воскресения Христова на Тялшинском погосте, 1813 год).
Несмотря на комаров и усиливающийся дождь картина поражала – глубоко в лесу стоит каменный храм и ничего вокруг, даже дорога почти не сохранилась… В этот момент дождь перешел в ливень и мы укрылись под сводами церкви. Белоснежная штукатурка сводов производила впечатление, будто ее нанесли совсем недавно. Аура места была потрясающая и даже комары внутри не так сильно докучали. Люди, жившие здесь и построившие эту церковь, по настоящему вложили душу в это место, и хотелось поклониться им за это. И как бы в подтверждение этому дождь кончился и среди туч, пробились лучи закатного солнца, освятив крест храма. Завораживающая картина …
Но приходилось переключаться, выбирать место для палатки и готовить ужин. Комары никуда не делись, но в таком месте не хотелось обращать на них внимание… Возможно это было просто еще одним «испытанием» в дороге к храму. И с возвышенными чувствами весь мелкий дискомфорт отходил на второй план…
Тем не менее всю ночь комары так барабанили в палатку, что казалось это идет хороший дождь. А под дождик очень хорошо спится
День третий. По Вологодской области
Утро у храма встретило солнцем и комарами. За завтраком была возможность вновь насладиться невероятным пейзажем в лучах восходящего солнца.. Надо двигаться дальше, и мысленно попрощавшись и сказав спасибо за гостеприимство этим местам, мы вернулись на дорогу. Совсем немного, и дорога нас выводит на большое поле с охотничьими вышками и теряется где-то впереди. Двигаясь по треку, нам удалось найти направление, и мы пошли чавкать по болоту, отбиваясь от бодрых, несмотря на солнце и легкий ветерок, комаров и мошку.
По бокам были канавы, говорившие о том, что когда-то это было дорогой. Иногда попадались участки, которые можно было проехать и это были очень радостные моменты. Уже ближе к реке, на нашу дорогу «вырулила» старая лесовозка, и тут уже тоже можно было почти все проехать. Свежая вода реки радовала и после душного и жаркого болота из воды не хотелось вылезать
За бродом чуть поодаль стоял живой уазик, что свидетельствовало о том, что самый непредсказуемый участок пройдет, все живы и мы вновь едем мимо по хорошей дороге мимо деревень-хуторов наслаждаясь ландшафтом и отсутствием пешки. В один момент на движение повернувшись направо я увидел что-то спускающееся с дерева. Первая мысль – что-то для белки или птицы великовато и мохнато… Да это же мишка! Второй за одну поездку. Лучше валить побыстрее отсюда. Мы как следует прибавили скорости – в текущей ситуации это было оправдано. Но увидеть мишку так недалеко от населенных пунктов, прямо с хорошей дороги, было по-настоящему неожиданно.
А дальше бежали мимо неповторимые пейзажи, река, деревни, поля и перелески. И перепады ландшафта придавали им особенную выразительность.
Дорога вывела нас на большой грейдер, по которому уже с единичными машинами мы доехали до Григорьевской.
В одном из домов нам удалось пополнить закончившиеся запасы воды и переговорить с местными. Обратил внимание на себя местный говор – это звучало особенно аутентично и очаровательно
Выяснилось, что про места, где мы хотим проехать, знает только один дед, живущий в Ивановской. Будете там – мимо не проедете.
В Ивановской поражал своими масштабами и запустением храм. Казалось, что было бы хорошо в дань людям, которые его построили, поставить хотя бы маленькую икону в алтаре… Но, к сожалению, нет.
Нужного деда мы не встретили, начинался дождь и решено было ехать в объезд. Дед выехал к нам сам на мотоблоке. Случайно или нет
По его мнению дороги там, где мы хотели ехать не было. Тем более по треку через Ивановскую. Он нам объяснил вариант объезда с возвращением по грейдеру. С учетом погоды и необходимости вечером сесть в поезд, решили поехать очевидными дорогами. Однако, очевидной дороги не было на OSM, но была на родной гарминовской… Это было очень странно, но по ее качественному состоянию решили, что такая дорога не может быть тупиковой.
И на фоне улучшающейся погоды, по живописным лесным местам мы достаточно быстро преодолели незапланированный крюк и вновь вышли на трек. А тут уже можно было расслабиться
По времени успевали, грейдер от километра к километру становился только лучше, погода тоже, даже солнышко стало припекать. Картины все-таки живых деревень радовали, пусть даже дачники, пусть местами заборы из профлиста и новодел, но земля с хозяевами. Много было домов и с сохраненной «архитектурой».
После всех приключений цивилизация в таком формате даже была позитивной
Ближе к Кадую уже стали попадаться деревни и поля в белорусском формате, ухоженные, засеянные, с легким запахом коровьего навоза.
И пользуясь запасом по времени мы съехали с грейдера, чтобы проехать по уютным проселочным дорогам. Выходу на шоссе предшествовал путь по живописному навесному мостику… Это было очень символично и грунтовая часть маршрута была завершена.
Выезд на асфальт ознаменовался начало дождя который стал стремительно усиливаться. И уже через несколько минут мы ехали под проливным ливнем. Все это усугублялось достаточно бодрым трафиком с высокими скоростями и большими лужами по краям дороги. Самый пик ливня удалось переждать под крышей «места отдыха», совместив его с перекусом. А дальше вновь в брызги от проезжающих машин, большие лужи, и под дождь. По традиции дождь прекратился когда мы приехали в Кадуй
Мокрое было все, поэтому затарившись местной выпечкой и вологодским кефиром, мы раскинулись по залу ожидания для сборов и мини-просушки.
А дальше был фирменный поезд с проводницами с фирменным вологодским говором и некоторым неудобством от того, что все были цивильные, а мы немного не вписывались в общую картину после трех дней путешествия. Да и подмоченная одежда после болот источала «изысканное амбре»…
И этот фирменный вологодский поезд привез нас в Питер, вновь вернув в обычную жизнь, но уже с новыми впечатлениями.