Продолжаю вспоминать летние приключения
Пора уже выдвигаться на вокзал к поезду, а ливень только усиливается… Вариантов нет – только вперед, крутить под проливным ливнем. По воспоминаниям – под таким сильным ливнем катался только пару раз... Оставалось ехать и надеяться на теплый вентилируемый вагон в котором все высохнет за несколько часов дороги. Логично, по приезде на вокзал ливень все-таки прекратился, в вологодском поезде с багажом вопросов не было, сели и поехали. И промокшие вещи реально успели высохнуть.
День первый
Ночи белые, поэтому выгрузка до рассвета в 3:12 не вызывала ощущения ночной, как бы ранее утро, только очень прохладно для лета. Тут дожди тоже прошли накануне и местами угрожающе нависали оставшиеся темные тучи. Но мы не сахарные и вдыхая свежий вологодский воздух были настроены только на позитив.
Поезд в Бабаево стоит 30 минут, поэтому выйти к вокзалу возможности не было. Сборы на платформе требовали осторожности - проносящиеся мимо грузовые поезда с маленькими интервалами старались утянуть нас вместе с велами и вещами...
Все собрано, можно было выдвигаться. Так как в этот раз маршрут кольцевой, то чехлы и еду на вечер перед поездом можно с собой не катать. Все это было спрятано в лесополосе после выезда из Бабаево. И почти налегке мы вышли на маршрут.
Вперед нас уводило хорошее бетонное шоссе. Подобное покрытие в Вологодской области мы уже встречали –обычное шоссе, только вместо асфальта – залит бетон. Вероятно все было сделано еще в советское время на совесть, но там где бетон начинал разваливаться заплатки были уже асфальтовые
Трафика не было, один или два лесовоза за все время, но было достаточно прохладно на скорости. Зато прошедшие дожди давали возможность насладиться особой лесной свежестью. Лесные и болотные ароматы требовали вдыхать воздух полной грудью, чтобы максимально «впитать» в себя ощущения этого момента. И просто насладиться дорогой в предрассветной тишине и спокойствии. По такому шоссе, так можно ехать
Далее по маршруту с шоссе нас уводила отворотка и здесь уже была возможность полностью погрузиться в атмосферу путешествия и в другую реальность.
Через крепко спящие маленькие, но живые деревушки со старинными колодцами-журавлями мы вышли на лесную грунтовую дорогу идущую через березовый лес. Особый березовый аромат после дождя кружил голову, а классические «открыточные» пейзажи открывающиеся практически на каждом повороте, очаровывали.
Выход к Чагодоще было решено отметить перекусом, чтобы, пользуясь случаем, подольше насладиться величием реки, неспешно несущей свои воды. Тут, не веря своему счастью, в большом количестве подтянулись комары, так же пытаясь устроить перекус. Впечатлений они не испортили, просто держали в тонусе
И дальше вперед по лесу, вдоль реки. И дорога вновь затягивала, погружая в лесные запахи и лиственные ароматы, окружая неповторимыми картинами и заставляя жить только этим моментом..
Из медитационного состояния вывело перекопанное охотниками поле, на котором требовалось отыскать продолжение дороги. Что не вызвало проблем. И вновь погружение в движение… И вновь лес и дорога…
После очередной живописнейшей поляны на берегу реки заметили, что трава как будто тщательно подстрижена и параллельно дороге идет тропинка. Пока мы гадали, что это, ответы сами себя обнаружили – большое стадо из рыжих буренок неспешно пожевывая проводило время вдоль дороги. И дальше, уже выехав из лесу, мы увидели как на большой огороженной территории паслась еще одна группа коров. Настоящее ранчо.
Есть коровы, есть работа, есть жизнь в деревне. Это очень приятно и проезжая через куст деревень Горки- Мегрино-Кочубино с занимающимися своими делами местными жителями, можно было почувствовать настоящую летнюю деревенскую атмосферу. Порадовали большие огороды у большинства домов, последнее время они встречаются крайне редко.
Большой восстановленный храм за новым забором и стоящий рядом свежий рубленный двухэтажный дом причта наводил на мысли, что может быть тут не все просто
После деревень, через небольшой промежуток дорога вывела на отличный асфальт, который бодро и весело повел нас в Чагоду. Всегда приятно ехать в лесу, с минимальным трафиком и отличной погодой, а некоторое количество асфальта для разнообразия тоже хорошо.
После въезда, Чагода сразу заставила погрузиться в свою позитивную провинциальную атмосферу. Когда едешь по улицам, улыбаешься открывающимся картинам и в полном восторге от происходящего. Лето, солнце, улицы из ухоженных и не очень двухэтажных срубов, машины разной степени свежести, тети на велосипедах. Даже человек, идущий с топором на плече, смотрелся здесь очень гармонично.
Пообедали прямо рядом с Пятерочкой, в которой удалось приобрести полный ассортимент местных вологодских продуктов.
Сытые, довольные, с чувством некоторого сожаления, что нужно ехать дальше и покидать гостеприимную Чагоду, мы через мост пересекли Чагодощу и, уже двигаясь по другому берегу, ушли в лес по широкому и раскатанному грейдеру.
И побежали километры… Небольшой ландшафт, неожиданные грибники-ягодники, до конца непонятно что собирающие, и дорога…
Деревня Валунь, вроде бы живая, с производящим впечатление заброшенности, детским лагерем, навеяла легкую грусть, однако ходившие вокруг тучи переключили внимание. Пошедший небольшой дождь заставил одеть куртки... По традиции, одетая куртка – залог отсутствия осадков, и вновь выглянувшее солнце потребовало опять переодеваться.
А тяжелые грозовые облака в небе разворачивали эффектные и объемные панорамы. Кажется, что, если такая туча накрет, мало не покажется…
Открытые просторные участки вновь были позади и мы въехали в «седой» сосновый бор. Вокруг все покрыто белым мхом, так что если чуть-чуть добавить фантазии, можно было почувствовать себя в заснеженном лесу…
Потом был густой молодой бор, зона не очень свежих вырубок, небольшой березовый участок, и вновь двигаясь по сосновому бору мы выехали к вещей луже Ефросина Синозерского.
Место было красивое с удобной скамейкой, и по традиции погружение в обстановку совместили с перекусом. Через некоторое время по дороге приехал квадрик с мужиком и девушкой, поздоровались, и девушка попросила уступить ей место для омовения в вещей луже. Мы переместились в сторону часовни… И вспоминая обоготворенное лицо девушки, подумалось, что наверное гораздо легче живется с верой, когда «на все Божья воля…» С учетом места это была сильная эмоция…
Осмотр часовни, мысленный поклон святому месту и вперед по рассыпчатому свежеотсыпанному песком грейдеру.
Деревня Пустынь, куда вела дорога, оказалась совсем непростой. Вертолетная площадка с вертолетом, памятник войнам-афганцам, свежесрубленный храмовый комплекс, звонница, святой источник… Несмотря на элементы новодела и неожиданно «богатую обстановку» , место производило очень приятное впечатление и было понятно почему его выбрали для монастыря. Бодрый мужчина, по виду и телосложению напоминавший батюшку, быстрым шагом вышел из соседнего коттеджа и открыв ключем одну из храмовых построек вошел во внутрь…
Насладившись видами, мы двинулись дальше.Немного леса и настала очередь вырубок. Дело привычное, но лесовозы разрыхлили песочную дорогу, так что приходилось, вспоминая про фэт, сурово и изматывающее «копать» вперед.
Небольшой отдых на ветреном берегу озера, наслаждение меняющимися панорамами и вновь вперед по рыхляку. Причем песок не пыльный, но «размятый» и едется не очень хорошо… И так через вырубки и сохранившиеся лесные участки дорога нас опять вывела к берегу Чагодощи.
[url=https://flic.kr/p/2hHTtxy]
По времени пора было вставать на ночевку. Со второй попытки было выбрано просто идеальное место – отличный пейзаж, комары есть, но в разумном количестве, спуск к воде крутой, но подняться реально. Вот теперь можно было расслабиться, заняться приготовлением еды и за чашкой чая пояснять проплывающим туда-сюда рыбакам, что мы просто путешествуем
День второй
Подъем по традиции был ранним, но прохладная ночь способствовала хорошему сну, удалось выспаться, и состояние было бодрое. День должен был быть жарким…
Завтрак, сборы, вперед !
И вновь череда бескрайних вырубок… В некоторых местах они чередовались с небольшими лесными «гривами», и вновь дорога вела через вырубку. Песок на дороге по большей части держал. Пейзажи на вырубках были по-настоящему постапокалиптическими…
Подготовленные к вывозу бревна впечатляли своим количеством… Радовало только одно – конкретно в этом месте все было вырублено не по варварски, а как-то аккуратно, с сохранением почвы, что давало надежду, что лес сможет побыстрее начать восстанавливаться.
Где свежие горы бревен, свежие следы лесовозов… Текущий участок маршрута был на терпение и физическую выносливость.
Поэтому очень красивая лесная отворотка с песочной лесовозки на контрасте показалась максимально восхитительной. Собственно, так и было
Забытая всеми она вела нас через самое сердце леса.
Выход к Чагодоще ознаменовался находкой эталона – таким было все, дорога, пейзажи, река, лес, стоянки… Вероятно у реки рубить нельзя, поэтому тут сохраняется уголок непотревоженной природы. Можно было ехать и наслаждаться.
А в деревне Мережа, кипела дачная жизнь: бензокосы, идущий по делам народ, много детей, у реки идет ловля рыбы – настоящее лето!
После перекуса в приятном месте, нас ждал неожиданный сюрприз - требовался объезд по грейдеру, так как дорога по треку была перекрыта масштабным разливом. Место не располагало для экспериментов.
Проехав не очень большой участок по грейдеру мы свернули в лес на широкую лесовозку. И опять вырубки, вырубки, вырубки… В большом количестве это выглядит депрессивно…
А дальше - переход через шоссе и по убитому грейдеру в поселок им. Желябова.
Несмотря на такое непривлекательное название сам поселок произвел крайне положительное впечатление. Когда –то мы уже проезжали мимо, а в этот раз заехали. Все аккуратно, контейнеры для мусора, большие жилые деревянные дома, на улицах люди, магазин – центр притяжения. Дети без родителей идут купить мороженное, кто-то приезжает за продуктами на велосипеде… Как раньше, и как казалось бы и должно быть.
Пополнение запасов воды и еды, круг почета по поселку с осмотром основных достопримечательностей и наблюдение места, где Чагодоща впадает в Мологу.
И вновь на маршрут, с возвращением на шоссе… Маленький, но нервный прогон по шоссе до моста, и вновь погружение в спокойствие проселочных дорог.
После деревни Шелохачь, дорога начинает заканчиваться. По виду казалось, что это следствие урагана – там где должна идти прекрасная дорога, которая просматривалась, все капитальнейшим образом было завалено большими многолетними деревьями. Перелезать через них оказалось крайне проблематично.
Начальная попытка обхода вдоль воды через высокую траву и кустарники, закончилась ручьями и канавами, которые в результате оказались не очень преодолимыми. Второй вариант, по лесу, тоже не подходил, так как конца поваленным деревьям видно не было.
В результате единственная возможность – движение по краю, на грани, где берег почти заканчивается, а лес только начинается, всеми возможными способами обходя и преодолевая завалы. Было сурово. Но главное – целеустремленность. Участок с завалами был преодален, и вновь по красивому сосновому лесу нас вела отличная лесная дорога. А немного рыхлого песка на контрастах – это мелочи.
Из лесу дорога вывела нас на шоссе с ощутимым трафиком и встречным ветром. «Проброска» по шоссе, перекус на берегу озера рядом с дорогой..
А дальше уже появилась возможность максимально использовать отворотки в деревни, чтобы минимизировать асфальт.
Это позволило ненадолго погрузиться в атмосферу живых вечерних деревень. Особый момент воскресенья, когда уже работающие дачники уехали, остались дети на каникулах и бабушки-дедушки… Ощущение из детства, легкой грусти, что выходные кончились, и одновременной легкой усталости… Как после праздника, когда все гости разошлись, и с одной стороны праздник закончен, с другой стороны все возвращается на «круги своя».
В Деревня Щепье впечатлила огромная вышка связи… Только обсудили масштабы вышки, так мне позвонил коллега с работы. Зачем они сделали эту вышку !
На последнем красивом лесном участоке перед окончательным возвращением на асфальт порадовал «оберег» от вырубок – «место с обильным урожаем ягод и грибов». Отличный способ, спасти территорию, почаще бы его использовали.
Еще немного, и к сожалению, надо было окончательно выходить на асфальт и на финишную прямую в сторону Бабаево. Опускался вечерний сумрак, становилось реально холодно и знак «Бабаево» на въезде видеть было радостно.
Чехлы и еда на месте, оставалось только добраться до вокзала, собрать велосипеды и поужинать.
А дальше был поезд и утром мы были в Питере.
По расстоянию - в первый день проехали ~ 146 км, во второй ~ 145 км